Реализуемые образовательные программы
в том числе реализуемые адаптированные образовательные программы

«Образовательная программа МДОБУ ЦРР д/с №27 «Дюймовочка» разработана на основе образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В.К.Загвоздкиной, И.Е.Федосовой

Наименование Образовательная программа
Форма обучения Очная
Нормативный срок обучения
до 6 лет
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы  Свидетельство о государственной аккредитации не предусмотрено
Языки, на которых осуществляется образование (обучение) Русский язык
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Практики, предусмотренные образовательной программой не предусмотрены
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Не применяются
Парциальные программы:
  • Парциальная программа худо­жественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразитель­ной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) «Цветные ладошки» (Лыкова И.А.)
  • Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» (Лыкова И.А.)
  • Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.)
  • Методический комплекс «Я познаю мир» (технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ) Т.А.Сидорчук
  • Программа факультативного курса дошкольного образования «Наш дом-природа» (Г.А.Дикалюк, О.Е.Дегтяренко) для детей среднего — старшего дошкольного возраста
  • «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина.
  • Программа музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой

Принципы дошкольного образования

 1. Принцип поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства.

Программа учитывает уникальность каждого ребенка и предоставляет возможности для развития детей по своим индивидуальным образовательным траекториям. От всех участников педагогического процесса требуются внимание и чуткость к потребностям и возможностям каждого ребенка, индивидуальным склонностям и интересам, готовность поддерживать детей с различными предпосылками развития с помощью индивидуализации и дифференциации обучения. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

 2. Принцип эмоционального благополучия и позитивной социализации.

Решающим условием успешного развития детей и важнейшей характеристикой взаимодействия их со взрослыми и другими детьми является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс. Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической работы по Программе.
Особое внимание при переходе ребенка из семьи в дошкольную организацию необходимо уделить формированию отношений привязанности ребенка к педагогу. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребенка чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия.

  1. Принципы содействия, сотрудничества и участия

Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе. Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и в принятии решений закреплен в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13). Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса. Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе.

  1. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью,
если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения. С целью поддержки интересов детей Программа предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала (принцип обогащения, амплификации).

Программой предусмотрено:

  • самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы: содержание больше половины всех занятий инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, взрослые поддерживают детскую инициативу;
  • соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры;
  • уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и формирование текущего образовательного содержания в соответствии с ними;
  • выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности с включением свободной игры.
  1. Принцип возрастной адекватности образования

Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в зоне
ближайшего развития. Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).

  1. Принцип обучения на примере поведения взрослого

Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать. Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности. Действия взрослого, например приготовление завтрака, вязание, сборка конструкций, уборка, притягивают внимание ребенка и вовлекают его в процесс. Поведение педагогов в различных повседневных ситуациях, как то во время приема пищи, при встрече с родителями детей и с самими детьми, манера разговаривать (культура речи) и т. п., оказывает на ребенка непрямое воспитательное воздействие. Дети воспроизводят в игре то, что они наблюдали, и усваивают тем самым социальные роли (этот процесс называют отсроченным подражанием). В совместной деятельности со взрослым, в рамках которой взрослый показывает детям образцы действий, дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Такая форма презентации содержания на общих занятиях музыкой, подвижными играми, лепкой, рукоделием и т. п. не подавляет активности ребенка, если взрослый не требует от него в точности повторить эти действия, доводя их до совершенства, а предоставляет свободное пространство для индивидуальной интерпретации увиденного. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития. Таким образом, ненавязчивое обучение собственным примером не подавляет активности детей, сохраняет им свободу выбора содержания своих занятий и является эффективным средством мотивации и воспитания.

  1. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах

Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической
для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры.

8.  Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности

Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследование является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения. Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним его открытиям и лишь затем дать необходимые знания. Для развертывания исследовательской активности и поддержания любознательности детей им важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере. Если дети не только идут по заданному пути, но устанавливают правила и находят собственные пути решения, то они воспринимают учение как приключение, как увлекательное путешествие, полное открытий. Когда детской любознательности предоставляют свободу, в детском коллективе появляется множество идей по поводу того, как совершать открытия и достигать результатов. Это пробуждает и усиливает интерес и любопытство детей к какому-либо предмету, теме или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания, которые дети при этом усваивают, более прочные и глубокие. Жесткое определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не  способствует формированию и развитию желания учиться постоянно и самостоятельно.

  1. Принцип признания права на ошибку

При реализации Программы каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. Программа признаёт и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Методы поддерживающей коммуникации, предлагаемой педагогам в рамках Программы, позволяют использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.

 10. Принцип вариативности форм реализации Программы и гибкости планирования Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признании за ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения места расположения детского сада и поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов. Программа рассчитана на компетентного педагога, заинтересованного, вдохновленного, влюбленного в свою профессию. Такой профессионал работает творчески, а не по готовому шаблону, с механической реализацией «методики» или «технологии». Он всегда вносит в реализацию Программы что-то оригинальное, свое и ориентируется на интересы и потребности конкретного состава детей и места расположения детского сада. Интересы и пристрастия педагогов являются в этом контексте важным фактором мотивации, заинтересованности в своей работе. Предусматривая гибкие подходы к планированию образовательного процесса и содержания.

  1. Принцип преемственности с начальным общим образованием

Образование в течение первых десяти лет жизни является успешным и эффективным в том  случае, если дошкольный и начальный уровни образования строятся преемственно, следуют единым общефилософским и дидактическим принципам. При этом «преемственность сверху», с попытками привести всех детей к единому уровню развития путем переноса школьных занятий в детский сад, недопустима. Формы и содержание школьного образования не должны переноситься на дошкольный уровень. Преемственность должна выстраиваться снизу, ступенчато. Выстраивание «преемственности снизу» целесообразнее всего начинать с самых ранних ступеней образования. При реализации Программы рекомендуется выстраивать кооперацию и преемственность между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе социоконструктивистской модели образования. При этом необходимо соблюсти равновесие между игровой, познавательной, исследовательской и другими формами активности самого ребенка и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего опыт ребенка

  1. Принцип педагогической компетентности

Программа всемерно поддерживает компетентный подход к образованию всех участников образовательных отношений и уделяет особое внимание формированию компетентности главных действующих лиц образовательного процесса: педагогов и семей воспитанников, а также руководства и партнеров ДОУ.

Программа требует от педагогов понимания:

  • научно-методических основ образовательной деятельности; взаимосвязи теорий, результатов научных исследований и практики;
  • последовательности периодов детского развития и происходящих в эти периоды процессов;
    • интегрального воздействия на развитие ребенка биологических факторов и факторов окружающей среды;
  • взаимосвязанности всех аспектов развития — физического, когнитивного, социального и эмоционального; условности разделения образовательной программы на пять образовательных областей;
  • влияния социокультурного контекста на развитие ребенка;
  • образовательных стратегий, используемых для развития ребенка.
  1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов и др).

  1. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Сущность этого принципа состоит в том, что, начиная с дошкольного возраста, идет процесс приобщения к культурам разных национальностей. Так ребенок начинает понимать, что он живет в поликультурном мире. Народная культура выступает содержательной формой познания детьми окружающего мира.

 

Дополнительное образование

АНГ ЯЗЫК

РАДУГА

ТОРЦЕВАНИЕ

ФЛОРИСТИКА

ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН

ЛЕГО БУМ

ШКОЛА МЯЧА

ЛОГИКА

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Описание образовательной программы с приложением образовательной программы в форме электронного документа

образовательная программа 2022-2027

Адаптированная рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа воспитания

Учебный план

Учебный план на 2022-2023

 

Описание

Учебный      план      Муниципального      дошкольного      образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад №27 «Дюймовочка» разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
  6. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.Э.Дорофеевой.

Целевой направленностью учебного плана является распределение учебных занятий и объемов учебного времени, отводимого на их изучения по возрастам; обеспечение качественного и систематического образования детей в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного образования в условиях внедрения инновационных технологий.

Данный учебный план призван обеспечить единство и преемственность основных видов деятельности (игровой и образовательной через организацию занятий по всем направлениям в игровой форме, с организацией игровых ситуаций или с использованием игровых технологий), реализация которых обеспечивает интегрированность коммуникативных, познавательных, ценностно-ориентационных, предметно-образовательных, художественных оснований творческой деятельности.

Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части  составляет  не менее 60% от общего объема, части, формируемой участниками образовательных отношений – не более  40%.

Часть, формируемая участниками ДОО:

— Методический комплекс «Я познаю мир» (технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ) Т.А.Сидорчук

— Программа факультативного курса дошкольного образования «Наш дом-природа» (Г.А.Дикалюк, О.Е.Дегтяренко) для детей среднего — старшего дошкольного возраста

— Программа  по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста «Времена года» (Т.В.Шпотова, Е.П.Кочеткова)

— Программа по формированию основ экологической культуры у детей пятилетнего возраста «Цвет природы» (Т.В.Шпотова, Е.П.Кочеткова)

— Программа  художественного  воспитания,  обучения  и  развития  детей  2-7  лет И.А. Лыкова «Цветные ладошки»

— Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе Н.В.Нищева

— «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина.

— Программа  музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой

— Парциальная программа и технология физического развития детей 3-7 лет «Играйте на здоровье» Л.Н.Волошина, Т.В. Курилова

— Прграмма «Наураша в стране Наурландии» Е.Шутяева

Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»  входят в расписание организованной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и  во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании.

Требования к организации образовательного процесса

Показатель Возраст Норматив
Начало занятий, не раннее Все возрастные группы 8.00
Окончание занятий, не позднее Все возрастные группы 17.00
Перерыв между занятиями, не менее Все возрастные группы 10 мин.
Продолжительность занятий, не более От 1,5 до 3 лет 10 мин.
От 3 до 4 лет 15 мин.
От 4 до 5 лет 20 мин.
От 5 до 6 лет 25 мин.
От 6 до 7 лет 30 мин.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей, не более От 1,5 до 3 лет 20 мин.
От 3 до 4 лет 30 мин.
От 4 до 5 лет 40 мин.
От 5 до 6 лет 50 мин. или 75 мин. при организации 1 занятия после дневного сна
От 6 до 7 лет 90 мин.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:

— Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

— Образовательная деятельность в режимных моментах;

— Организованная  образовательная деятельность (занятия);

— Самостоятельная деятельность детей.

 Содержание образовательных областей реализуется  в различных видах деятельности:

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Аннотации к рабочим программам дисциплин с приложением рабочих программ

Адаптированная рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Календарный учебный график

Календарный график на 2022-2023

Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Проект «Растим гражданина»

Численность обучающихся

Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами — 0.

Общая численность обучающихся  245
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)  0
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)  245
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)  245
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами)  229

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности)

Лицензия

Другие документы

График образовательной деятельности на 2022-2023

Режим дня на 2022-2023

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2015 г. N 1527

Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 N 373

Приказ Минпросвещения РФ от 15.05.2020 N 236 


Реализуемые уровни образования

Дошкольное образование

Дата обновления страницы: 07.11.2022